Методическая работа для педагогов

Развитие творческого воображения. Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) путем переработки предшествующего опыта. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Однако воображение, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Различают несколько видов воображения: 1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. 2. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы". Именно этот вид воображения будет предметом нашего изучения и развития у детей. 3. Неуправляемое - это то, что называют "буйной фантазией", несуразностью, набором несвязанных нелепиц. Классическим носителем фантазии является сказка. Зачем развивать фантазию и воображение? Говорят: "Без воображения нет соображения". А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение. Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления. Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать. Действительно, возможность создавать что – либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от пяти до двенадцати лет. Этот период ученые называют сенситивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Развитие воображения это залог успешной учебы в школе. У детей сфера воображения является самой значительной областью духовной жизни, самой доступной вмешательству и развитию. Психологические исследования убедительно доказывают, что воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка. Как развивать у детей фантазию и воображение? Есть три закона развития творческого воображения: 1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком. 2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно. 3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувств. Развивать детскую наблюдательность и воображение можно спонтанно, используя любой удобный случай: во время прогулок рассматривать и сравнивать трещины на асфальте, плывущие по небу облака, листья деревьев и т.д. с целью развития творческого воображения детей рекомендуют читать сказки.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Рекомендации для родителей.

Советы логопеда для родителей.

Домашнее задание: "Я - человек. Части тела. Одежда"